Из истории семьи Лозинских 1837-1840 гг.
Все действующие лица, мои предки, подлинные, под своими именами и фамилиями.Два брата Афанасий и Лаврентий Дзижа-Лозинские (Dzieża-Łoziński), сыновья Клементия Яковлевича Дзижа-Лозинского осиротели в возрасте 8 и 7 лет. Отец и мать умерли в один год от холеры. Заботу о них взял на себя старший брат Григорий. Средний брат – Яков (мой прапрапрадед) в это время уже покинул семью, уехал из Подольской губернии служить в столицу, в Санкт-Петербург. На попечении Григория помимо братьев, было еще две малолетних сестры. Материально жили очень трудно. Одно понимал Григорий – нужно любой ценой дать образование братьям. Образование – это все! Но, уже тогда образование — это было непросто и недешево.В Питере в архиве хранится 30- страничное дело (РГИА 398 – 83 – 233) «Об определении сыновей умершего помощника окружного Лесничего Подольской губернии Коллежского Секретаря Лозинского Афанасия и Лаврентия в Лесной Институт на казенное содержание».
Архивное дело об их устройстве начато 7 октября 1837 и закончено только через 2.5 года, 5 марта 1940 года.
На момент начала дела году одному из братьев было 12, а другому – 13 лет. По положению об институте запрещалось принимать воспитанников моложе 12 и старше 15 лет и братья могли лишиться права на поступление.
Действовать нужно было быстро. Обращайте внимание на даты и промежутки между ними. По два-три месяца между письмами. Это вам не е-мейлы посылать.
Итак, смотрим как происходил прием в Лесной Институт в 1840-м году.
Для начала Григорию Лозинскому, опекуну братьев, понадобилось отправить письмо директору института. Не от себя, (кто он, собственно такой?) а от государственной конторы, в данном случае от имени Департамента государственных имуществ. Оно было написано.
6 октября 1837
Его Превосходительству
Барону И.Ф Деллинсгаузену
Милостивый Государь,
Барон Иван Федорович!
Подольская Казенная Палата в представлении Департамента Государственных Имуществ о назначении оставшимся после умершего Помощника Окружного Лесничего тамошней губернии Коллежского Секретаря Лозинского детям без матери, единовременного пособия, между прочим ходатайствует о помещении из них 2 сыновей Афанасия и Лаврентия на воспитание в Лесной Институт
Временный Совет для управления Департамента Государственных Имуществ сделав надлежащее распоряжение о выдаче детям Лозинского единовременного пособия, положил: обстоятельство насчет определения двух его сыновей на воспитание в Лесной Институт передать в Третью часть Департамента для зависящего со стороны оной распоряжения.
Уведомляя о сем Ваше Превосходительство честь имею препроводить свидетельства – метрическое о рождении тех сыновей и медицинское о здоровом их сложении.
С совершенным почтением и преданностью честь имею быть Вашего Превосходительства покорный слуга Петр Фролов
11 октября 1837
Барон Деллинсгаузен отвечает Фролову, «что помянутые дети Лозинского ныне зачислены кандидатами к поступлению в число воспитанников Лесного Института на казенное содержание и как до них дойдет очередь, будут назначены к приему» и просит до его подтверждения детей в Петербург не отправлять.
Прошел год, а дело не движется!!!
Нужно опять писать в столицу и не от себя, естественно, а от крупного чиновника. Показать нужно, что за Лозинских детей хлопочут влиятельные лица. Письмо на этот раз было от Военного Губернатора Бессарабии Генерал-Майора Павла Ивановича Федорова. Послано Октября 24 дня 1838 года на имя Господина Генерал-Адъютанта Деллинсгаузена с просьбой ускорить процесс зачисления его братьев в институт и о решении сообщить.
Вот тут только дело сдвинулось. Письмо от Военного Губернатора Бессарабии сделало свое дело.
22 декабря 1838 года
Сообщается что Афанасий и Лаврентий зачислены кандидатами, ныне Афанасий состоит 17-м, а Лаврентий 18-м кандидатом. Вакансий ныне в Лесной роте состоит 6. Причем при приеме дается преимущество детям, лишившимся отцов, бывших штатных чиновников лесного ведомства.
Испрашивается разрешение – либо зачислить обоих вне очереди в тот же год, либо Лаврентия оставить до будущего 1839 года, а Афанасия перечислить в экстренные кандидаты не Лесной, а Межевой роты, в которую принимают до 16 лет
9 января 1839 года
Из Лесного института «Просят сообщить Лозинскому, что в этом году не могут принять его братьев в Лесную роту института из-за нехватки мест и дальнего номера очереди. Но предлагается Лозинскому рассмотреть вопрос о том, чтобы зачислить обоих его братьев уже в апреле этого года в Межевую роту и сообщить о своем решении.
Февраля 19 дня 1839 года
Григорий Лозинский просит передать в Министерство Государственных Имуществ свое согласие на прием братьев в Межевую роту и большую благодарность.
И уже 13 апреля 1839 года Лозинскому сообщается о зачислении его братьев в Межевую роту на казенное содержание и передать ему, чтобы срочно представил братьев в Санкт-Петербург.
10 мая 1839 отдельным письмом в Третий Департамент Министерства Государственных Имуществ сообщают, «что дети, обучающиеся ныне в Кишиневской гимназии отправлены в Санкт Петербург за счет Приказа общественного Призрения, т. к. сам опекун не в состоянии это сделать за свой счет.
31 мая 1839
Директор Лесного и Межевого Института сообщает рапортом Управляющему Третьим Департаментом Министерства Государственных Имуществ «о том, что Афанасий и Лаврентий Лозинские прибыли в институт и оказались к приему способными».
Ух… В институт прибыли, к приему оказались способными. Можно расслабиться?
Нет.
Не все пока гладко. Не решен вопрос о плате за обучение братьев Лозинских.
Кто будет платить?
16 июня 1839 «Третий Департамент Министерства Государственных Имуществ просит Первый Департамент Министерства Государственных Имуществ доставить Формулярный Список о службе умершего от холеры в 1830 году Помощника Окружного Лесничего Климентия Лозинского».
На полгода затягивается переписка между ведомствами. Выясняют чьи такие дети Лозинские, испрашивают Формулярный Список о службе их умершего отца. В департаменте государственных имуществ документ потеряли, ищут два месяца, находят делают копию, отсылают в Петербург. Ищут подтверждение дворянства, потому как вопрос важный, денежный. Дворянские дети принимались на казенное содержание в обязательном порядке, а вот если дети не дворянские – там возможны варианты.
Подтверждения дворянству Лозинских не находится. После присоединения части Речи Посполитой к России в конце 18 века, введение в Российское дворянство Польских дворян проходило очень медленно, и изобиловало таким количеством бюрократических рогаток, что не все отваживались на это затратное по времени и деньгам мероприятие. Похоже, не были введены в Российское дворянство должным образом и Лозинские. Тем не менее чиновники стараются помочь сиротам, облегчить бремя расходов, ложащееся на Григория Лозинского.
И только через полгода после отправки братьев в Петербург 31 декабря 1839 года :
«Департамент препровождая при сем по описи документы о происхождении Афанасия и Лаврентия Лозинских присовокупляет, что воспитанников сих до представления надлежащих доказательств о дворянстве следует считать «из обер-офицерских детей»».
Григорию Лозинскому объявлено, «что бы в дополнение к документам представил доказательства о дворянстве, т.к. в Формулярном Списке о службе его отца значится «из польских дворян». До представления доказательств, братья его будут считаться из «обер – офицерских детей»».
Доказательств этих Григорий Лозинский сыскать так и не смог. (в формуляре брата Григория — Якова через 36 лет, в 1873 году писалось: «происходит из дворян, но доказательств о дворянском происхождении им не представлено». Не просто было Полякам подтверждать свое дворянство).
Еще три месяца переписываются Департамент Государственных Имуществ и Министерство Государственных Имуществ и под конец 5 марта 1840 года решают, что братьев Лозинских, Афанасия и Лаврентия будут учить за казенный счет, а в остальном, поскольку «все пожелания Григория Лозинского по учебе его братьев и так были исполнены и, следовательно, деньги 75 руб. на переезд его братьев в СПб он должен покрыть сам»
Вот такая история.
Тридцать страниц этой бюрократической переписки пережили 180 непростых лет Российской истории. Сохранились в архиве в Петербурге. Их можно прочитать, снять копии.
Григорий, Афанасий и Лаврентий приходятся родными братьями Якову Климентьевичу Лозинскому , моему прапрапрадеду.
Что стало дальше с братьями Лаврентием и Афанасием, как они проявили себя после окончания лесного института ?
мужа пропробабушка Каролина Лозинская, про такую ничего не знаете?
Увы, среди моих предков по линии Лозинских имени Каролина нет.
что-то известно о ее родителях?