День рождения Александра Александровича Блока

Сегодня день рождения Александра Александровича Блока.
Блок никогда не был для меня просто поэтом из учебника, поскольку в семье у нас всегда говорилось о Блоках, как, пусть дальних, но родственниках. Не посторонний человек, одним словом.


Мои предки хорошо относились к поэту. А вот как он относился к нам? Известно, что он был очень дружен в детстве со своей сводной двоюродной сестрой, моей прабабушкой А.Е. Лозинской. (http://osipov.org/…/%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0-%d0%b5%d0%b2%…/) Вместе играли. Потом жизнь развела их, но продолжали тепло относиться друг к другу. Блок не забывал дарить ей свои книги. Подписывал.
А вот ее маму, Фелицию Феликсовну Кублицкую-Пиоттух Блок, похоже, сильно недолюбливал.
Несколько лет назад, в поисках информации о предках наткнулся на изданные дневники Блока.
Вот что он записал в дневнике от 8 и 9 ноября 1912, после визита к нему его тетки и моей Прапрабабушки, Фелиции Феликсовны Кублицкой-Пиоттух (Лозинской, Бражниковой).

8 ноября
День языка — двенадцать часов подряд. Мама и тетя завтракают, Ивойлов обедает, вечером — у мамы — Ася Лозинская с матерью и мужем. Измученность.
9 ноября
Вчера с мамой и тетей — бездейственный разговор — о России, интеллигенции и пр. — так, что вдруг, о ужас, «начинают быть слышны голоса» (это и убийственно, картон, самое ужасное).
М-me Бражникова — ужасно грязная полька…
Боже мой!
Цитата по (http://rulibrary.ru/blok/tom_7__dnevniki/80)

Я обиделся!
Понимаю, что это звучит смешно!
Осипов обиделся на Блока! Ощущаешь себя моськой из басни. Но — обиделся!
Назвал мою Прапрабабушку «грязной полькой»! Национализм был не чужд поэту.
Я, по понятным причинам, не застал Фелицию Феликсовну. Она умерла за 29 лет до моего рождения. Но я много слышал о ней в детстве, прежде всего от своей бабушки.


Дворянка. Пять языков. Никогда не работала, да и профессии в нашем понимании у нее не было. Моя Няня, (ее горничная) которую я застал, почтительно говорила о ней «Барыня». Красавица. Хранящиеся у меня фото это подтверждают. До глубокой старости сохранила величественную красоту.


И тут – «ужасно грязная полька» …. Брррр!

P.S. Кстати, моя прапрабабушка относилась к поэту тоже, не лучшим образом, особенно после его увлечения революцией, после «Двенадцати».
P.P.S. Друзья! Если вы ведете дневник, не стоит записывать туда сиюминутные эмоции.
Вдруг кто прочитает, лет через сто?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *