Брат моей прабабушки ничем не успел проявить себя. Он умер от туберкулёза в возрасте 16 лет. Мне он интересен как член моей семьи. А для всех, кто любит поэта Александра Блока, Коля Лозинский — один из близких друзей детства поэта, его родственник (отчим Блока и мать Николая Лозинского были родными братом и сестрой). На единственной сохранившейся фотографии (апрель 1894) Коля изображен с сестрой Анной, двоюродными братьями Андреем и Феликсом Кублицкими-Пиоттух и Александром Блоком.
Николай Евгеньевич Лозинский (21(8).05.1884-23(10).10.1900)
Коля Лозинский родился 21 (08) Мая 1884 года в семье коллежского асессора Евгения Яковлевича Лозинского и Фелиции-Валерии Лозинской (ур. Кублицкой-Пиоттух).
Учился в Александровской мужской гимназии в г. Витебске.
Скончался «поле продолжительной и тяжкой болезни» 10 октября в 12 часов ночи. Похоронен на Варваринском кладбище в городе Витебске.
Кто из Витебска: как там Варваринское кладбище? Есть такое?
Вот уж 120 лет как в нашей семье хранится газета, ВИТЕБСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ, №228 от 12 октября 1900 года с объявлением о смерти Николая Лозинского.
В моем архиве сохранилось письмо одноклассника Николая. Письмо не датировано, но, судя по всему, это 1900 год, последний год жизни Коли, когда он уже тяжело болел и не мог посещать гимназию. Письмо по-детски наивное, в то же время написанное прекрасным слогом, принадлежит перу будущего поэта Владимира Юренева. Владимир на 29 лет пережил своего одноклассника, был репрессирован, погиб в лагере.
Вот это письмо.
***
Дорогой Коля!
Хотя, конечно, с тобою мы скоро увидимся, не смотря на это я раньше ещё хочу с тобою поболтать, хотя бы в письме. Как твое здоровье? Стыдно тебе болеть, наверное, ты мало пользуешься вдыханиями по методу Фрейберга.
Да, из-за тебя, я один-одинешенек сижу на немецком. Присылаю тебе две марки и 7 печатей, может быть таких у тебя нету. На твоем месте сидит пока Вышемирский. При твоем появлении он исчезнет и удалится в одно мгновенье. Никогда, никогда не прощу я тебе, что ты заболел, ну, не лучше ли вместо сидения дома ходить в гимназию, хотя и последнее (то есть хождение в гимназию) — перспектива не из приятных. Обрати внимание на мое письмо. До этих пор уже я поставил три «хотя». Ты смеёшься над стилем моего письма! Винюся: он никуда не годен. Поздравляю тебя с полученными в награду книгами. Лычковский из-за твоего отсутствия осиротел, не у кого подчерпывать недостающие знания. На уроках пока, кажется, я не спутывался и не сбивался, а впрочем, нечто подобное случилось на греческом. Когда, не знаю. Долго сидел я и думал, как тебя титулировать, наконец, не прими в обиду я решился тебя назвать сокращённым именем. Не знаю, дойдёт ли это письмо до тебя. Я спрашивал, как фамилия домовладельца, где вы живёте и мне кто-то сказал (кажется Прус, если не ошибаюсь) что фамилия его: Бобр.
Ещё тебе раз желаю всего, всего хорошего, а главное теперь здоровья. Да, стыдно болеть. Если бы я был Соколовым, то не-переменно сказал бы тебе: horribile visu (лат.: страшно видеть), но не подумай, что я Соколов, так как я написал это тебе, а я твой товарищ В. Юренев, который тебя любит и в этот момент желает тебе всего хорошего.
Несколько слов об авторе письма
Владимир Николаевич Юренев (13.07.1883- 25.02.1930 года, умер в лагере под Котласом)
Родился в известной в Витебске дворянской семье.
Отец — Николай Юренев, управляющий Витебским отделением Государственного банка.
Мать — итальянская графиня Каролина Карл Росселли (в православном крещении Елена Карловна)
Учился в Александровской мужской гимназии в г. Витебске. Окончил юридический факультет СПб университета. Юрист, судья, историк и архивист. Поэт.
С декабря 1908 года был городским судьей, а в 1913-1917 годах – мировым судьей. Состоял членом Витебского губернского статистического комитета и Витебской ученой Архивной комиссии с момента её создания в 1909 году. Входил в её правление. На общественных началах заведовал архивом, библиотекой и музеем, участвовал в разборе списываемых старых архивов губернского правления. Известен как поэт. В 1910 году в литературном сборнике «Струны» (Витебск, 1910) были напечатаны 46 его стихотворений, и 8 — в сборнике «Волны» (СПб, 1911). Печатал свои стихи и в ссылке, в Твери, куда после революции была выслана семья Юреневых.
Арестован в Твери в 1929 г. Умер в лагере под Котласом 25 февраля 1930 года.
Подробнее о роде Юреневых: http://tatiskray.ru/index.html?4/104.htm