Теперь подробнее о Тверском путешествии. Длинных постов писать не люблю, но коротко здесь не получится.
Наша поездка в Тверскую область в последних числах августа имела целью поиск мест связанных с Тверской ветвью моих предков по материнской линии.
Моя бабушка, урожденная Стратонитская, в замужестве Осипова, немного рассказывала мне о своем отце. Александр Андреевич Стратонитский был инженером. Много где работал, одно время даже возглавлял кафедру геодезии Московского лесотехнического института, где по иронии судьбы через 60 с лишним лет учился я. Александр Андреевич был репрессирован. Строил Беломоро-Балтийский канал. Не по своей воле (спасибо советской власти вообще и НКВД в частности!) Причиной заключения в лагерь, не формальной (58/7,11), а настоящей, было его происхождение. Он был сыном священника. И все его предки были священники. И жили они все в Тверской Губернии. Мне всегда хотелось найти следы этой ветви предков, выяснить, кто они и в каких храмах служили. Кому как, а мне это безумно интересно. И здесь неоценимую помощь мне оказал мой старый друг Михаил Чемерис, большой любитель архивов и большой умелец в них работать. Спасибо Михаилу, я теперь знаю своих предков по Тверской линии аж с середины 18 века. А вот фамилия Стратонитский появляется только в начале 19 века. Получил ее мой пра-пра-прадед Ефим Васильев (14.10.1788—7.12.1843) обучаясь в Вышнем Волочке в Вышневолоцком приходском училище. Типа техникума для духовенства. Среднее проф-тех образование. В семинарии не обучался. Поэтому и прослужил всю жизнь дьяконом, выше по служебной лестнице не поднялся. Так вот, фамилию эту редкую ему присвоили в училище. Фамилия в единственном экземпляре, так сказать. А до того он писался просто «Ефимъ Васильевъ». В училище всем им присваивали новые фамилии церковной тематики, поскольку выпускники причислялись к другому сословию – к духовенству. Святой мученик Стратоник жил в начале IV века, при гонителе христиан императоре Ликинии (307 — 324). Так вот, по окончании училища пра-пра-прадед мой в 1815 году уже как «Ефимъ Васильевъ Стратанитскiй» был направлен (по распределению J) в церковь Троицы на Костовском Погосте, где и поселился в селе Костовское, женился на Дарье Федоровой, имел семь детей, и скончался там же, 55 лет от роду.
Сохранилась клировая ведомость Троицкой церкви от 1826 года.
«Диакон Ефим Васильев…. Аттестата из семинарии не имеет. В Вышневолоцком приходском училище прозывается Стратонитский. ПОРЯДОЧЕН». Мне кажется это неплохая характеристика. Про других писали – ХОРОШ, НЕХУД. А Ефим – порядочен.
Про всех детей Ефима Стратонитского не знаю, но двое, Федор и мой пра-прадед Андрей пошли по стопам отца. Окончили Тверскую семинарию и служили в церквях Тверской губернии. Федор Ефимович более 50 лет прослужил в селе Толмачи, среди Тверских карел, овладел карельским языком, оставил воспоминания о нравах и быте Тверских карел . Андрей Ефимович поселился в городе Кашине, дослужился до протоиерея Воскресенского собора, но это уже тема следующей экспедиции.
Их этого несколько затянутого повествования вы могли догадаться, что отправились мы с Мих Чемерисом в Тверскую область именно на поиски погоста Костовского и на нем церкви Троицы, места служения диакона Стратонитского. Все это имеет место быть на севере Максатихинского района. Надеялись мы найти могилы, если не Ефима Стратонитского, то может хоть детей его. Ехали мы не просто так, а заручившись поддержкой местного краеведа, учителя, районного депутата, и просто замечательного человека, Николая Алексеевича Соловьева. Вся жизнь его прошла в тех краях, на кладбище при Троицкой церкви похоронены и его родственники. Низкий поклон Николаю за гостеприимство и неоценимую помощь.
Дальше нужно смотреть фото. Здесь скажу только, что я был шокирован увиденным. Немаленькая церковь, кладбище при ней, и все это зарастает лесом с огромной, по нашим меркам скоростью. Трудно поверить, что еще 50, и тем более 100 лет назад эти места были густо заселены, масса деревень, распаханные поля. Я никак не пойму, почему зомбоящик убеждает нас, что фашисты всех мастей хотят завоевать мою Родину. Зачем завоевывать? Не нужно мешать правителям России. И всего то делов!
При церкви Троицы с 1873 года (!) была школа. В 1901 году в приходе этой церкви проживало более 3000 человек! Сейчас – НИКОГО. Где березняк, где осинник, а где просто бурьян. Изредка заброшенные в последние 10-20 лет дома, которые не успели растащить на бревна или просто сжечь. Запустение и разорение. Если все пойдет так и дальше, лет через 50 храм будет не найти. Я очень рад, что застал хотя бы это.
Могил, имеющих явное отношение к моим предкам мы не нашли. Множество безымянных захоронений. Холмик и камень. Кое-где — кованная оградка – явно прошлый век. Металлические кресты. Деревянные, похоже, давно все сгнили. И никаких надписей. Подписанные захоронения только со второй половины 20-го века. Кладбище еще используется по прямому назначению, правда уже нечасто.
На обратном пути из Максатихинского района в Москву мы заехали в гости к моему пяти(!)юродному брату Борису Стратонитскому. Фамилия не просто редкая, а редчайшая. Поэтому мы с Борисом быстро сочлись родством. Ефимъ Васильевъ Стратанитскiй пра-пра-прадед Борису как и мне.
Для самых внимательных, кто дочитал почти до конца: Краткая историческая справка о храме.
Троицкий храм села Костовское
Так первые сведения о погосте Коства относятся к 1545 году, сообщенные дьяком Иваном Вельяминовым. « В Костве ж на погосте церковь Михайло Архангел да теплая церковь Благовещенье Пресвятой Богородицы.» То есть в селе было построено целых две деревянных церкви. Более подробное описание церкви сохранилось в книгах 1582-83гг.: «Погост в Костве на речке на Костовке. А на погосте церковь Архангела Михаила, деревянная в верхе, да в приделах Николая Чудотворца, да Александра Чудотворца Свирского, да тёплая церковь Благовещенья Святой Богородицы».
Каменная церковь, сохранившаяся до нашего времени, которую я собственно и искал, построена в 1824 году. Характерный для тверской провинции пример сельского храма в стиле позднего классицизма, построенный, вероятно, по образцовому проекту И.Ф. Львова, на средства прихожан. Храм имеет три престола (Троицы, Смоленской иконы Божией Матери, Архангела Михаила). Храм представляет собой традиционный восьмерик на четверике с трапезой и колокольней. Алтарь — полукруглая апсида с тремя окнами, среднее окно глухое. Некоторые окна в трапезной заложены кирпичом — кладка более поздняя. Вокруг храма образовалось кладбище, которое было обнесено кованой железной решеткой на высоком фундаменте из дикого камня. От ограды сейчас остались ворота и местами заметный фундамент.
В 1873 году близ церкви было построено Костовское земское двухклассное училище. Священник храма преподавал Закон Божий.
В 1901 году в приходе числилось 426 двора, в которых проживали 1622 мужчины и 1773 женщины.
В 1932 году храм был закрыт. По просьбе прихожан храм вновь открыт в 1946 году и действовал до 1948 года. После этого некоторое время использовался под зернохранилище.
Церковь разграблена в 1960-1970-х. В настоящее время церковь брошена и превращается в руины.
Надеяться на то, что церковь будет восстановлена силами церкви, не приходится. Место это для молитвы, а не для бизнеса, и вкладываться в восстановление подобных храмов РПЦ не собирается. По крайней мере, на современном историческом отрезке времени надежд таких нет.
Несколько лет назад, житель Перми, потомок владельцев села Юренево, Дмитрий Юренев зарегистрировал Фонд «Возрождение Троицкой церкви Михайловского Костовского погоста». Может так получится?