Family Tree — * — Родословное древоводство:
Прабабушка Анна Евгеньевна Стратонитская (Лозинская) (1887-1952)
Недавно меня спросили – вот, ты много пишешь про свою прабабушку Лозинскую, а чем она вообще занималась? Профессия у нее была?
Как говорят во время публичных выступлений «спасибо за интересный вопрос».
Попробую рассказать о прабабушкиной профессии. Как всегда, несколько длинно и занудно (предупредил, не обижайтесь).
Говоря о профессии, как роде занятий и источнике дохода следует сказать, что у дворян ( а мы сейчас об этом сословии), профессию имели в основном мужчины. Женщины занимались хозяйством и денег не должны были зарабатывать. Так было, как говориться, не нами заведено. Не женское это дело было – деньги зарабатывать. (жду лайки от читательниц).
Изучая историю своей семьи, могу сказать, что так оно и было. Сведений о профессии, роде занятий и вообще деятельности женской части родословного древа очень немного. Вот прапрабабушка, Фелиция Феликсовна Кублицкая-Пиоттух (мама Анны Евгеньевны) никогда нигде не училась и не работала.
Фелиция-Валерия Феликсовна Кублицкая-Пиоттух (Лозинская) — мама Анны Евгеньевны. около 1910 г.
Не было у неё профессии в современном понимании этого слова, что не мешало Фелиции Феликсовне знать пять языков и управляться с хозяйством большого имения.
Примерно такая же судьба ожидала и Анну Евгеньевну если бы не 1917 год.
Тем не менее, Анна Евгеньевна успешно училась на Бестужевских курсах. Тому есть много свидетельств в воспоминаниях современников. В начале 20-го века это было обязательно для приличных и прогрессивных девушек из хороших семей. Учиться то она училась, а вот в списке выпускниц курсов ее имя почему-то отсутствует. Там значится сестра моего деда Осипова Лидия Петровна (1878-1950), двоюродная сестра Анны Евгеньевны – Елизавета Леонидовна Лозинская (1884-1970). А Анны Евгеньевны нет. Возможно она прослушала часть предметов, не закончив полного курса, это трудно сейчас установить.
Более всего прабабушка любила предметы естественного цикла и прежде всего ботанику. Даже в рассказах, которые она писала в юности, чаще фигурируют латинские названия растений, чем русские.
Прабабушка Анна Евгеньевна Стратонитская (Лозинская) 1912 г.
Поэтому, когда после революции нужно было зарабатывать на хлеб прабабушка выбрала себе профессию ботаника.
В 20-30-х годах она работала в Научно-исследовательском институте древесины, в лаборатории известного физиолога растений Владимира Мартыновича Арциховского.
На фото: стоят — Анна Евгеньевна Стратонитская (вторая слева), Осипов Алексей Петрович (первый слева), Владимир Мартынович Арциховский (четвертый справа). Около 1930 г.
Анна Евгеньевна писала статьи, редактировала и переводила книги ботанической тематики. Статей прабабушки у меня почти не сохранилось. Диссертаций она не защищала, список публикаций не готовила. Приходится подбирать крошки в интернете.
Вот, например, две статьи в журнале «Советские Субтропики» (название то какое!). Первая статья не может не вызывать восхищение предметом изучения — АВОКАДО. Чуть позже в том же году большая статья «О повышении урожайности авокадо» (то есть авокадо в наших Советских Субтропиках мы уже посадили, вырастили, и думаем как повысить его урожайность).
Стратонитская А., Авокадо, «Советские субтропики», M., 1935, № 3-4;
Стратонитская А., Повышение урожайности авокадо, «Советские субтропики», М» 1935, №9(13);
Тут нужно особо оговориться – 1935 год. Муж Анны Евгеньевны находится в заключении, строит Беломоро-Балтийский канал, недавно умерла мама Фелиция Феликсовна, Анна Евгеньевна живет в подвале в Трубниковском переулке, ее внучке, моей маме несколько месяцев от роду (орущая малышка). И авокадо! Безуспешно пытаюсь вообразить условия жизни и моральное состояние прабабушки. Могу только позавидовать ее душевной стойкости!
А вот еще изумительный документ, ещё один штрих к портрету Анны Евгеньевны и перекличка с ее потомком, со мной.
Нашел архиве прабабушки маленький конвертик. Конверт явно «из раньше» но открыв его я был поражён. Там было птичье перо и маленький кусочек кальки с фрагментом карты территории юго-западного угла Приокско-Террасного заповедника под Серпуховом.
Многие из моих друзей знают, что вся моя профессиональная судьба как лесовода и биолога связана с этим заповедником. Это единственное официальное место моей работы. Одна запись в трудовой книжке. В этих удивительных местах вырос я сам (это отдельная история) и выросли двое моих детей. К сожалению, Приокско-Террасный Природный Биосферный Заповедник уже несколько лет не является моим рабочим местом. Там другие приоритеты и ценности. Последние лет семь одно коррумпированное ворье в руководстве заповедника успешно сменяет другое, и делать там ученому совершенно нечего. Но я не перестаю тепло вспоминать эту удивительную территорию. Можно даже сказать, что эта часть левобережья р. Ока имеет для меня некоторое сакральное значение.
Так вот содержимое конверта — кусочек кальки с квартальной сеткой окрестностей села Лужки и перо рябчика.
Это очевидное доказательство того, ботаник Стратонитская в начале тридцатых годов совершала ботанические экскурсии в окрестности села Лужки в места произрастания реликтовой Степной Флоры, в эту своеобразную мекку московских ботаников.
Изумительный привет из прошлого!
Потом война, эвакуация.
Анна Евгеньевна Лозинская (в замужестве Стартонитская) 30.11.1887 — 08.11.1952
После войны и до выхода на пенсию работала в Наркомземе в должности агронома сектора по изучению плодородия. В трудовой книжке Анна Евгеньевны так и написано: Профессия — ботаник.
После выхода на пенсию, получив инвалидность, прабабушка прожила недолго. Скончалась в 1952 году, в том же подвале в Трубниковском переулке, где через 11 лет появился на свет я.