К северу от Нью-Йорка, в местечке Нанует, находится православный женский монастырь Ново-Дивеево. Монастырь существует с 1949 года и является одним из самых святых мест для православной американской общины.
При монастыре кладбище. Там я побывал сегодня. Впечатлений масса.
Кладбище Ново-Дивеевского женского монастыря является самым большим Русским Православным кладбищем за рубежом. По фамилиям на памятниках можно изучать историю России. Много известных людей похоронено здесь: Княжна Вера Константиновна и Князь Георгий Константинович (племянники последнего русского царя); прот. Серафим Слободской (автор «Закона Божия»); Александра Львовна Толстая (дочь писателя Льва Толстого); жена и семья барона Врангеля, и еще много других.
На Ново-Дивеевском кладбище установлен памятник кадетам с позолоченным куполом и крестом. На его фасаде, на гранитной плите выбиты слова: «Кадетам на поле брани живот свой положившим, в смуте убиенным, в мире скончавшимся, и славному прошлому российских кадетских корпусов, взрастивших поколения верных сынов исторической России, посвящают рассеянные по свету, но не расторгнутые кадеты».
Один из самых интересных и привлекающих внимание памятников на Ново-Дивеевском кладбище – это монумент участникам освободительного движения народов России, павшим в борьбе за свободную Россию. Это памятник воинам Русской освободительной армии генерала Власова, погибшим в боях с советской армией.
Кстати, не многие знают, что Власовцы сражались с советской армией под трехцветным знаменем, которое через много лет станет государственным флагом Российской Федерации. Интересный поворот, не правда ли?
На монументе, помимо фотографии А.А. Власова, эмблема РОА с двумя флагами: триколором и Андреевским флагом. По кругу надпись: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» (слова летописца Пимена из Бориса Годунова).
Судьба воинов Русской освободительной армии сейчас уже предмет истории, а не политики. К сожалению, как и в советское время, эта тема опять попала в категорию запретных. Одно хочу отметить, что это единственный случай в мировой истории, когда на сторону врага, напавшего на страну, перешло более 100 тысяч воинов этой страны. Единственный. Настораживает….
В любом случае, я далек от политических оценок, не в праве их делать, а хотел лишь рассказать, что есть такой памятник на кладбище Ново-Дивеевского монастыря. Рядом флагшток с двумя флагами – Российским и Американским.
А неподалеку маленькая часовня в память верных сынов России, воинов Русского корпуса и чинов союза Р. К. на поле брани в 1941-45 годах павших и в миру скончавшихся…..
Как вы понимаете, я отправился в Ново-Дивеево (Russian Orthodox Convent Novo-Diveevo) не только для того чтобы посетить одно из самых святых мест для православных американцев.
Основная цель была другая.
Я хотел найти могилу племянника моего деда.
Сергей Павлович Здоренко (1905-1952).
Я уже писал о нем http://osipov.org/2017/09/19/
Отец — Павел Никанорович Здоренко (1878 -?).
Мать – Анна Петровна Осипова (1881-?).
Казак. Кадет Донского кадетского корпуса. В Донской армии; эвакуирован из Новороссийска в Египет, дальше — Сербию (Зайчар), потом США (Нью-Йорк).
Из интернета я узнал, что в Ново-Дивеево похоронен некий Sergey Pavlovich Sdorenko, умерший в 1952 году.
И вот мы здесь!
При пересечении границы Ново-Дивеевского монастыря ты перемещаешься не только в пространстве, но и во времени. Ты уже не в Америке и не в 21 веке. Это Россия 50-х – 60-х годов прошлого века.
Мой поиск начался с офиса. На дверях висела аккуратная табличка «все в церкви». При этом ни одна дверь не заперта. Представьте себе такое в Америке, чтобы сотрудники ушли в рабочее время в церковь, и двери офиса не заперли! Нонсенс! Невозможно!
И ностальгия. Сразу понимаешь – попал к своим! К нашим!
Дождались окончания службы. Появилась милая девушка. За 5 минут нашла всю необходимую мне информацию и даже намного больше.
Но – в офисе нет компьютера! В офисе на территории Америки в 2018 году нет компьютера. Вдумайтесь в эту фразу. Вся информация на бумажных старых карточках, в аккуратных каталожных ящиках. Журналы захоронений. Схемы и карты с основания кладбища, аккуратно наклеены на листы картона.
Посмотрел все журналы регистрации. Любезно разрешили сфотографировать.
Много новых для меня сведений. Отпевал моего родственника основатель Ново-Дивеевского монастыря, легендарный архиепископ Адриан Рымаренко. Абсолютно новым для меня было указание в журнале захоронений на ближайших родственников. Сестра Сергея Павловича – Нина Павловна записана под фамилией мужа – Nina Pavlovna de Fario e Kastro. Сюрприз! И возможность новых поисков. de Fario e Kastro старинный обрусевший род, происходящий из Литвы. В книге учета захоронений (что никогда не видел в России) указаны сведения об отце, матери и крестном отце усопшего. Мать Сергея записана как Anna Ossipoff. Была ли она на тот момент в США, или вписана со слов дочери?
Мне до сих пор не известно, остались ли потомки Сергея и Нины в США.
Вот так получается, что у прадеда Петра Андреевича Осипова было восемь детей. Всех их либо уничтожила, либо разметала по свету революция и гражданская война.
И сейчас я не знаю НИКОГО из потомков Петра Андреевича.
А может и нет никого в живых….
Еще одно не постороннее мне захоронение на кладбище в Ново-Дивеево, штат Нью-Йорк.
Иван Иосифович МОСКВИТИНОВ (15.09.1885 Одесса – 26.07.1963 Нью-Йорк)
Почему мне интересна судьба Ивана Иосифовича? Он проходил по одному делу (№98133 том ХХVII (архивный номер дела Р-27060. Том 7)) с мои прадедом А.А. Стратонитским. Был осужден. Как и прадед провел год на Лубянке и пару лет в концлагере. Инженер гидролог. Коллега прадеда, а еще подельник, если выражаться юридическими терминами. И вот вам «Судьба человека». Это не Шолохов, пожалуй покруче будет.
Иван Иосифович Москвитинов родился в Одессе в 1885 году.
В 1903 окончил с золотой медалью Александровскую мужскую гимназию в городе Короче Белгородской губернии.
После института Иван Иосифович прошел обучение в Сити коледж (City College), Нью-Йорк, США. По иронии судьбы через 40 лет он вернется в этот колледж преподавателем. По возвращении в Россию работал по специальности инженером гидравликом. С 1913 заведовал гидравлическими исследованиями в Туркестане. В 1916 — лектор по гидравлике и использованию водных сил .1921 по всероссийскому конкурсу избран профессором Политехнического института по кафедре гидравлики в Ленинграде. С конца 1920-х — директор Научно-Мелиоративного института, там же, в Ленинграде.
Арестован 05.10.1930. Обвинен по статьям 58-7, 58-11. НЕ СОЗНАЛСЯ. Приговор заседания коллегии ОГПУ от 23 августа 1931 года – заключить в концлагерь сроком на ДЕСЯТЬ лет. Иван Иосифович освобожден из концлагеря 16.08.32 г. Два года в ссылке.
С 1934 г. проживал в Ленинграде, вернулся к работе — профессор Политехнического института по кафедре промышленного водоснабжения. К тому времени у него было уже 26 печатных работ.
Война застала Москвитиновых в Ленинграде. После начала блокады был эвакуирован из Ленинграда в Пятигорск, где в 1942 г. вместе с другими Ленинградскими профессорами попал к немцам. В 1943 — эвакуировался на Запад и прибыл в Берлин; работал в Геологической службе Германии. В ноябре 1944 — вошел в Комитет освобождения народов России, член Ученого Совета этой организации. Подпись Москвитинова стоит под Пражским манифестом КОНР.
После 1945 — находился в Западной Германии, каким-то чудом не был выдан Советским властям. С 1945 по 1950 г.г. в лагерях для перемещенных лиц под Мюнхеном (лагерь Фельдмохинг.) До 1948 преподавал — профессор Университета UNRRA для перемещенных лиц в Мюнхене; затем ему удалось эмигрировать с женой в США, где продолжил преподавать гидравлику в Городском коллеже (City College) в Нью-Йорке, в том самом, где он проходил обучение в начале века.
Почетный член Общества русско-американских инженеров в США.
В 1963 скончался в Нью-Йорке, похоронен на кладбище монастыря Ново-Дивеево близ Нанует (штат Нью-Йорк).
Узнав, что И.И. Москвитинов похоронен на одном кладбище с моим родственником, я решил отыскать и его могилу. Она оказалась метрах в 30 от могилы моего двоюродного деда.
Чувствуется, что могилу никто не посещает многие годы. Но трава косится исправно, как и на всем кладбище.
На памятнике две надписи. Ивана Иосифовича и его жены Марии Григорьевны – без даты смерти. Видимо Мария Григорьевна рассчитывала быть похороненной рядом с мужем, но судьба распорядилась по-другому. Вдова Мария Григорьевна Москвитинова после смерти мужа вернулась к сыну в СССР. Скончалась в 1968 году, похоронена в Магнитогорске, Свердловской области.
Если пройтись по кладбищу в Ново-Дивеево поражаешся обилию известнейших фамилий, оставивших след в истории России.
Толстые, Строгановы, Богратион-Мухранские, Мамонтовы, Муравьевы, Голицины, Хитрово, Штакельберг, Романовы…
Спасибо за фотографию могилы моего прадеда, Ивана Иосифовича Москвитинова. Знаю о нем и его биографию со слов моей мамы, его единственной и горячо любимой внучки. Марию Григорьевну встречали в Москве, кажется в 1966 или 67 году, всей семьей. Она пожила у нас и отправилась с сыном в Магнитогорск. С ее приездом на родную землю связано много интересных и даже смешных историй.
Моя мама была изумительным человеком, необыкновенно образованным и и с генами огромной внутренней культуры. Я знаю, что всем хорошим, что было в ней, она обязана своей матери и бабушке с дедушкой — Москвитиновым!
Я очень переживаю, что не была пока на могиле прадеда в Ново-Дивеево. Но, планирую со временем там побывать.
Леля, спасибо, что храните память о своем прадеде, Иване Иосифовиче. Он был выдающимся человеком!
Не смог в интернете найти списки захороненных на этом кладбище
Если поделись ссылкой — буду благодарен!
Ищу родственников — белоэмигрантов или их следы
Артем Добрый день. Есть еще русское кладбище в Магопаке, в Джорданвиле и другие.