Сегодня день рождения Александра Александровича Блока.
Блок никогда не был для меня просто поэтом из учебника, поскольку в семье у нас всегда говорилось о Блоках, как, пусть дальних, но родственниках. Не посторонний человек, одним словом.
Мои предки хорошо относились к поэту. А вот как он относился к нам? Известно, что он был очень дружен в детстве со своей сводной двоюродной сестрой, моей прабабушкой А.Е. Лозинской. (http://osipov.org/…/%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0-%d0%b5%d0%b2%…/) Вместе играли. Потом жизнь развела их, но продолжали тепло относиться друг к другу. Блок не забывал дарить ей свои книги. Подписывал.
А вот ее маму, Фелицию Феликсовну Кублицкую-Пиоттух Блок, похоже, сильно недолюбливал.
Несколько лет назад, в поисках информации о предках наткнулся на изданные дневники Блока.
Вот что он записал в дневнике от 8 и 9 ноября 1912, после визита к нему его тетки и моей Прапрабабушки, Фелиции Феликсовны Кублицкой-Пиоттух (Лозинской, Бражниковой).
8 ноября
День языка — двенадцать часов подряд. Мама и тетя завтракают, Ивойлов обедает, вечером — у мамы — Ася Лозинская с матерью и мужем. Измученность.
9 ноября
Вчера с мамой и тетей — бездейственный разговор — о России, интеллигенции и пр. — так, что вдруг, о ужас, «начинают быть слышны голоса» (это и убийственно, картон, самое ужасное).
М-me Бражникова — ужасно грязная полька…
Боже мой!
Цитата по (http://rulibrary.ru/blok/tom_7__dnevniki/80)
Я обиделся!
Понимаю, что это звучит смешно!
Осипов обиделся на Блока! Ощущаешь себя моськой из басни. Но — обиделся!
Назвал мою Прапрабабушку «грязной полькой»! Национализм был не чужд поэту.
Я, по понятным причинам, не застал Фелицию Феликсовну. Она умерла за 29 лет до моего рождения. Но я много слышал о ней в детстве, прежде всего от своей бабушки.
Дворянка. Пять языков. Никогда не работала, да и профессии в нашем понимании у нее не было. Моя Няня, (ее горничная) которую я застал, почтительно говорила о ней «Барыня». Красавица. Хранящиеся у меня фото это подтверждают. До глубокой старости сохранила величественную красоту.
И тут – «ужасно грязная полька» …. Брррр!
P.S. Кстати, моя прапрабабушка относилась к поэту тоже, не лучшим образом, особенно после его увлечения революцией, после «Двенадцати».
P.P.S. Друзья! Если вы ведете дневник, не стоит записывать туда сиюминутные эмоции.
Вдруг кто прочитает, лет через сто?