Разбираю семейный архив. Эпистолярный архив. Письма.
Там бездна интересного.
Маленькая зарисовка из позднего Советского Союза. Вроде все известное, но опять читаешь удивляешься тому, как оно так было?
Письма от наших родственников из города Брянска. 1980-й год. Почти в каждом письме подробности провинциальной жизни. Хотя, какой Брянск провинция — крупный город. Промышленность, сельское хозяйство — и полный крах снабжения населения необходимым.
Эти цитаты будут любопытны тем, кому сейчас 20 и даже 30 лет. Они не видели этого в силу возраста. Я видел только краешек той жизни, выезжая из относительно благополучной Москвы в гости к родственникам на каникулы. А вне Москвы и Ленинграда люди так жили постоянно, всю жизнь.
Вдумайтесь: «Перед праздниками … нам выдали … по 235 грамм масла.» Война? Блокада? Нет, 1980-й год.
Пара цитат из писем моих Брянских родственников (орфография сохранена).
… Со снабжением продовольствием у нас очень плохо. Нет мяса, колбасы, уже больше года нет масла сливочного. В этом году неурожайный год на картофель — его тоже в продаже нет, а на базаре картофель — 1 руб за 1 кг., мясо 5 р. 50 — 6 руб. Перед праздниками на заводе нам выдали по 1 кг колбасы и по 235 грамм масла. Вот так и живем…. 17 ноября 1980
…У нас резко изменилось в худшую сторону снабжение продовольственными продуктами города. Исчезло мясо, колбасы, масло сливочное, есть перебои со снабжением молоком. И, что самое странное, нет стирального порошка и мыла. Настроение неважное, думаешь, что делать дальше, что исчезнет и на что поднимут цены.
Совершенно не уверена в завтрашнем дне. Нигде не купишь ситца, сатина, постельного белья и, поговаривают, что на эти товары тоже поднимут цены.
Те времена, когда люди ожидали очередного понижения цен, наверное, канули в вечность. А отсюда нет радости и перестаешь думать о будущем.
У нас еще поговаривают, что готовятся карточки на мясо (которого нет) и еще что-то. Карточки еще называют талонами…. 29 ноября 1979
Помню мою неловкость когда я был в гостях у наших родственников в Апшеронске (немаленький город на Северном Кавказе). Лето 1977 года.
Меня просят сходить за хлебом.
— Конечно, — хватаю сумку и деньги, — а какого хлеба купить?
— Как какого? Хлеба!
— Ну я не знаю, какой нужен: Орловский, нарезной батон, бородинский, ситный, — я начал перечислять и запнулся, поскольку эти слова мои родственники если, когда и слышали, то забыли очень давно.
В магазине был только один вид хлеба. ХЛЕБ. Серый хлеб из плохой муки (пшеничная мука?) в форме кирпичика. По выходным бывали, но редко, такие же кирпичики их ржаной муки. И все. Представляете недоумение московского мальчика. Где любимая калорийная булочка с изюмом?
Пост посвящается всем желающим реставрации СССР в том или ином виде, чтоб им ….